ГКОУКО "Калужская школа-интернат № 5 имени Ф.А.Рау"
г. Калуга
  • Организация охраны здоровья учеников

    Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

    Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровьесбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, классных руководителей и воспитателей нацеленной на формирование культуры здоровья обучающихся.

    В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к решению проблемы здоровья в школе: профилактический, методический и формирование здоровой личности.

    Основные меры, направленные на обеспечение охраны здоровья учащихся, включают: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания учащихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул (согласно локальных актов ОО); 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

    Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования

    Причины возникновения заболеваний заключены в негативном влиянии внешней среды, отягощенной наследственности, неудовлетворительных социальных условиях. Так, В. П. Петленко предлагает распределить факторы, определяющие здоровье, по их влиянию следующим образом:

    • человеческий фактор — 25 %;
    • экологический фактор — 25 %;
    • социально-педагогический фактор — 40 %;
    • медицинский фактор — 10 %.
    • Для школьников социальными являются комплекс организационно-педагогических факторов:
    • существующие классно-урочные технологии обучения;
    • педагогический стиль работы учителя;
    • реализация воспитательной установки на ЗОЖ, предполагающей соответствующую организацию образовательного пространства жизнедеятельности школы;
    • организация и характер психологической поддержки;
    • организация и характер медицинской помощи;
    • санитарно-гигиенические условия обучения
    • На здоровье детей влияет длительное воздействие социально-экономических и экологических факторов. К школьным факторам она относит:
    • интенсификацию учебного процесса;
    • стрессовые воздействия авторитарной педагогики;
    • раннее начало дошкольного систематического обучения;
    • несоответствие программ и технологий обучения функциональным и возрастным особенностям обучающихся;
    • несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации учебного процесса;
    • недостаточную подготовку педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей,
    • недостатки в существующей системе физического воспитания

    Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования

    Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в общении, психофизическом развитии, порожденных первичным дефектом - нарушением слуха. Со стороны физиологического развития у многих детей с недостатками слуха имеются нарушения сердечнососудистой системы, органов дыхания, наблюдается сутулость, искривление позвоночника, ослабленносгь и дискоординация деятельности отдельных мышечных групп, утомляемость, неустойчивость эмоциональной сферы.

    Здоровье учащихся - залог успешного обучения. Школа призвана содействовать утверждению в жизни детей идей оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия потенциальных возможностей обучающихся. Образовательная деятельность ориентирована на пропаганду здорового образа жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе и в социуме.

    Для формирования позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание у молодого поколения здорового образа жизни в учреждении реализуется комплексный подход по воспитанию у школьника культуры здорового образа жизни, который учитывает психологические и психофизиологические характеристики возрастных категорий детей разных нозологических групп и осуществляется по следующим направлениям:

    Медицинская диагностика. При поступлении ребенка в школу с ним проводится полная медицинская диагностика. Результаты о физиологических возможностях ребенка, полученные в ходе диагностирования, совместно с родителями (законными представителями) обсуждаются на ПМП(к). В учреждении два раза в год проводится мониторинг физического состояния, гормонального развития, физической подготовки ребенка. Целью мониторинга является: установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья обучающихся; определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье обучающихся; прогнозирование состояния физического здоровья.

       Мониторинг включает в себя: наблюдение за состоянием физического здоровья и развития детей; распределение обучающихся по группам здоровья; охват обучающихся горячим питание; пропуски обучающимися по болезни; участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня; занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности; сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья и развития детей; подготовку предложений по вопросам укрепления здоровья; мониторинг успешности обучения и здоровья обучающихся в период их пребывания образовательном учреждении.

    По результатам мониторингового исследования составляются рекомендации для родителей.

    Медицинское обслуживание.

    Медицинский персонал учреждения проводит мероприятия, направленные на восстановление, сохранение и защиту здоровья школьников: исследует здоровье школьников, проводит профилактические мероприятия, контролирует выполнение санитарно-гигиенических требований СанПиН.

    Слуховая реабилитация.

    В учреждении систематически проводится диагностика и мониторинг восприятия и воспроизведения устной речи.

    В связи с вынужденной упрощенностью среды, специально структурированной в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, ведется специальная работа по введению ребенка в обычную, сложную, разнообразную среду, по преодолению коммуникативных барьеров, планомерному расширению жизненного опыта обучающихся и обогащению их социальных контактов.

    Вся образовательная деятельность в учреждения имеет коррекционную направленность. Система коррекционной работы направлена на создание особых образовательных условий для успешного осуществления образовательной деятельности, что позволяет детям с ОВЗ (в том числе со сложной структурой дефекта) преодолевать коммуникативный барьер, овладевать русским языком в объеме, необходимом для самостоятельного полноценного общения с окружающими и профессионального самоопределения.

    Для коррекции слуха и речи создана слухоречевая среда и используется специальное оборудование индивидуального и коллективного пользования: беспроводные FM-классы «PHONAK», «МЕЛФОН», «Исток-аудио»; диагностическое оборудование (для первичной и контрольной диагностики); электроакустическая верботональная аппаратура «VERBOTON VT-15», «VERBOTON VT-42», «SUVAG-2J»; диагностический комплекс «Мелкая моторика», «Речь и речевое общение», «Мелодика, интонация, темп и ритм речи»; Инфракрасный интерактивный класс для организации образовательной деятельности, ультрафиолетовое оборудование для сенсомоторной реабилитации и коррекции; мультисенсорное оборудование для групповой и индивидуальной реабилитации и коррекции.

    Психологическое сопровождение

    С целью подготовки обучающихся к включению их в доступную среду в учреждении создана служба социального и психолого – педагогического сопровождения.

    С целью создания более комфортных условий, направленных на укрепление психологического здоровья ребенка, педагогом – психологом, учителями – дефектологами, социальным педагогом учреждения проводится диагностика самооценки психологического здоровья, психологического климата группы и психологического комфорта обучающихся в группе и выстраивается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка с инвалидностью. По запросу проводится индивидуальная психологическая работа с обучающимися и родителями (законными представителями).

    Педагогическое сопровождение

    Сегодня в рамках реформирования системы образования одним из важных направлений является сохранение и укрепление здоровья ребенка. ГКОУКО «Калужская школа-интернат № 5 имени Ф.А. Рау» имеет специальные условия, кадровый ресурс и большой опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, что позволяет учреждению не только обучать детей с ОВЗ, но и вести эффективную деятельность, пропагандирующую здоровый образ жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе и в социуме, оказывать психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, поддержку педагогам общеобразовательных школ, родителям (законным представителям), воспитывающим детей с ОВЗ.

    Образовательная деятельность в учреждении осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием цифровых образовательных ресурсов, инновационных коррекционно-развивающих технологий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации (ИПРА).

    На базе учреждения создан пункт проведения экзаменов, где выпускники с ОВЗ вместе со своими сверстниками проходят государственную итоговую аттестацию не только в форме государственного выпускного экзамена, но и в форме единого государственного экзамена.

    Обучение и воспитание детей с ОВЗ имеет коррекционную направленность.

    Создана модель коррекционной работы, направленной на повышение эффективности образовательной деятельности, формирование академических компетенций и развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ. В случае необходимости в рамках договора о сотрудничестве педагоги – дефектологи, тьютор осуществляют педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательную среду.

    В учреждении разработана и утверждена «Дорожная карта (маршруты здоровья)».

    Медицинский работник выполняет следующий объем работы:

    Всем обучающимся, воспитанникам школы предоставляется право на медицинское обслуживание. В школе работают врачи: педиатр, сурдолог, и две медицинские сестры, которыми проводится комплекс мер, направленных на восстановление, сохранение и защиту здоровья школьников.

    В школе-интернате ежегодно согласия родителей, законных представителей проводится диспансеризация детей до 18 лет. Детям проводится антропометрия, измеряется АД, проводится ЭКТ, УЗИ-обследование, лабораторное обследование (анализ крови, мочи). Дети осмотрены врачами-специалистами: хирургом, ортопедом, неврологом, окулистом, стоматологом, эндокринологом, андрологом, гинекологом, лором-сурдологом, педиатром. Врачом-педиатром систематизируются данные диспансеризации, результаты обследования довятся до сведения родителей, классных руководителей, воспитателей. Определяется группа здоровья для каждого воспитанника. Заполняются листки здоровья в классных журналах.

    В течение года по плану проводится прививочная работа, дети прививаются против дифтерии, столбняка, гепатита, краснухи, кори, паротита, туберкулеза. План выполняется более, чем на 90%. Дополнительно приваются вакциной «Гриппол» от 60% до 98% детей. В связи с этим заболеваемости гриппом у детей не отмечается. Реакция Манту выполнена в среднем на 66%. Дети с впервые выявленной положительной реакцией Манту направляются к фтизиатру в областной противотуберкулезный диспансер для консультации и лечения.

    Детям-инвалидам по слуху находящимся под «Д» наблюдением врача - сурдолога своевременно делаются аудиограммы, тимпанограммы. Воспитанники консультируются врачами ушного протезирования, по рекомендации которых ежегодно делаются аудиограммы, меняются индивидуальные слуховые вкладыши, сурдологи дают рекомендации по уходу за слуховыми аппаратами. Назначаются реабилитационные мероприятия.

    Ежемесячно медработники составляют отчеты по заболеваемости и тубдиагностике. Сведения передаются в школьный кабинет при филиале № 1 детской городской больницы.  

    Ежегодно медицинскими работниками школы, специалистами Калужского областного специализированного центра инфекционных заболеваний и СПИД проводятся мероприятия и беседы с детьми, учителями и родителями по темам: «Личная гигиена школьника», «Режим дня школьника», «Педикулёз, его профилактика», «Профилактика гриппа, ОРВИ, инфекционных заболеваний», «Профилактика алкоголизма и наркомании».

    Документы

    Документы не выбраны

    Поделиться страницей

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie