Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в общении, психофизическом развитии, порожденных первичным дефектом - нарушением слуха. Со стороны физиологического развития у многих детей с недостатками слуха имеются нарушения сердечнососудистой системы, органов дыхания, наблюдается сутулость, искривление позвоночника, ослабленносгь и дискоординация деятельности отдельных мышечных групп, утомляемость, неустойчивость эмоциональной сферы.
Здоровье учащихся - залог успешного обучения. Школа призвана содействовать утверждению в жизни детей идей оздоровления, способствовать созданию благоприятных условий для раскрытия потенциальных возможностей обучающихся. Образовательная деятельность ориентирована на пропаганду здорового образа жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе и в социуме.
Для формирования позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание у молодого поколения здорового образа жизни в учреждении реализуется комплексный подход по воспитанию у школьника культуры здорового образа жизни, который учитывает психологические и психофизиологические характеристики возрастных категорий детей разных нозологических групп и осуществляется по следующим направлениям:
Медицинская диагностика. При поступлении ребенка в школу с ним проводится полная медицинская диагностика. Результаты о физиологических возможностях ребенка, полученные в ходе диагностирования, совместно с родителями (законными представителями) обсуждаются на ПМП(к). В учреждении два раза в год проводится мониторинг физического состояния, гормонального развития, физической подготовки ребенка. Целью мониторинга является: установление факторов, оказывающих негативное воздействие на состояние физического здоровья обучающихся; определение неотложных и долгосрочных мероприятий по предупреждению и устранению негативных воздействий на физическое здоровье обучающихся; прогнозирование состояния физического здоровья.
Мониторинг включает в себя: наблюдение за состоянием физического здоровья и развития детей; распределение обучающихся по группам здоровья; охват обучающихся горячим питание; пропуски обучающимися по болезни; участие обучающихся в акциях, конкурсах, спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях различного уровня; занятость обучающихся в кружках, секциях и объединениях спортивно-оздоровительной направленности; сбор, хранение, обработку и систематизацию данных наблюдения за состоянием физического здоровья и развития детей; подготовку предложений по вопросам укрепления здоровья; мониторинг успешности обучения и здоровья обучающихся в период их пребывания образовательном учреждении.
По результатам мониторингового исследования составляются рекомендации для родителей.
Медицинское обслуживание.
Медицинский персонал учреждения проводит мероприятия, направленные на восстановление, сохранение и защиту здоровья школьников: исследует здоровье школьников, проводит профилактические мероприятия, контролирует выполнение санитарно-гигиенических требований СанПиН.
Слуховая реабилитация.
В учреждении систематически проводится диагностика и мониторинг восприятия и воспроизведения устной речи.
В связи с вынужденной упрощенностью среды, специально структурированной в соответствии с особыми образовательными потребностями ребенка и ограничивающей его взаимодействие со здоровыми сверстниками, ведется специальная работа по введению ребенка в обычную, сложную, разнообразную среду, по преодолению коммуникативных барьеров, планомерному расширению жизненного опыта обучающихся и обогащению их социальных контактов.
Вся образовательная деятельность в учреждения имеет коррекционную направленность. Система коррекционной работы направлена на создание особых образовательных условий для успешного осуществления образовательной деятельности, что позволяет детям с ОВЗ (в том числе со сложной структурой дефекта) преодолевать коммуникативный барьер, овладевать русским языком в объеме, необходимом для самостоятельного полноценного общения с окружающими и профессионального самоопределения.
Для коррекции слуха и речи создана слухоречевая среда и используется специальное оборудование индивидуального и коллективного пользования: беспроводные FM-классы «PHONAK», «МЕЛФОН», «Исток-аудио»; диагностическое оборудование (для первичной и контрольной диагностики); электроакустическая верботональная аппаратура «VERBOTON VT-15», «VERBOTON VT-42», «SUVAG-2J»; диагностический комплекс «Мелкая моторика», «Речь и речевое общение», «Мелодика, интонация, темп и ритм речи»; Инфракрасный интерактивный класс для организации образовательной деятельности, ультрафиолетовое оборудование для сенсомоторной реабилитации и коррекции; мультисенсорное оборудование для групповой и индивидуальной реабилитации и коррекции.
Психологическое сопровождение
С целью подготовки обучающихся к включению их в доступную среду в учреждении создана служба социального и психолого – педагогического сопровождения.
С целью создания более комфортных условий, направленных на укрепление психологического здоровья ребенка, педагогом – психологом, учителями – дефектологами, социальным педагогом учреждения проводится диагностика самооценки психологического здоровья, психологического климата группы и психологического комфорта обучающихся в группе и выстраивается индивидуальный образовательный маршрут для каждого ребенка с инвалидностью. По запросу проводится индивидуальная психологическая работа с обучающимися и родителями (законными представителями).
Педагогическое сопровождение
Сегодня в рамках реформирования системы образования одним из важных направлений является сохранение и укрепление здоровья ребенка. ГКОУКО «Калужская школа-интернат № 5 имени Ф.А. Рау» имеет специальные условия, кадровый ресурс и большой опыт работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности, что позволяет учреждению не только обучать детей с ОВЗ, но и вести эффективную деятельность, пропагандирующую здоровый образ жизни и достижение надежного уровня безопасности в школе и в социуме, оказывать психолого – педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, поддержку педагогам общеобразовательных школ, родителям (законным представителям), воспитывающим детей с ОВЗ.
Образовательная деятельность в учреждении осуществляется по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования с использованием цифровых образовательных ресурсов, инновационных коррекционно-развивающих технологий в соответствии с индивидуальными программами реабилитации и абилитации (ИПРА).
На базе учреждения создан пункт проведения экзаменов, где выпускники с ОВЗ вместе со своими сверстниками проходят государственную итоговую аттестацию не только в форме государственного выпускного экзамена, но и в форме единого государственного экзамена.
Обучение и воспитание детей с ОВЗ имеет коррекционную направленность.
Создана модель коррекционной работы, направленной на повышение эффективности образовательной деятельности, формирование академических компетенций и развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ. В случае необходимости в рамках договора о сотрудничестве педагоги – дефектологи, тьютор осуществляют педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательную среду.
В учреждении разработана и утверждена «Дорожная карта (маршруты здоровья)».